Управление проектами

оптимизация бизнес процессов

Менеджмент качества. Сертификация

Вопрос качества стал особенно острым в 80-х годах 20-го века, когда всевозможной продукции во всём мире стало так много, что потребитель начал испытывать серьёзные затруднения с её выбором. Именно в это время (в 1987г.)

Международная организация по стандартизации (ISO - International Organization for Standardization) впервые выпустила ряд стандартов, в которых сформулированы требования к системам управления предприятий.

ISO исходила из того, что невозможно провести 100%-ый контроль всей выпускаемой продукции. Однако возможно сформулировать требования к системе менеджмента, чтобы гарантировать стабильность качества его продукции или услуг.

Наличие в Компании системы менеджмента качества, созданной в соответствии с требованиями стандартов ISO семейства 9000, является лицом организации, гарантом качества её продукции или услуг, свидетельствует о высоком уровне культуры производства. Именно с такими организациями хотят иметь дело заказчики и инвесторы. Именно такие организации являются конкурентоспособными. Система менеджмента качества рассматривается как гарантия того, что изготовитель способен выполнить требования контракта (договора) и обеспечить нормируемое качество продукции или услуг.
Причины для создания системы качества на предприятии можно расписать более подробно:

Факторы государственного регулирования
Лицензирование. Установление государством порядка обязательного лицензирования отдельных видов деятельности, производств, продукции и услуг (например, разработка и производство вооружения и военной техники, средств связи и других стратегически важных видов продукции) требует наличия сертифицированной системы качества.
Подтверждение товаропроизводителем современного научно-технического уровня. Законодательством ряда стран (а с 2000г. и российским) во всех спорных ситуациях, связанных с качеством и безопасностью продукции и услуг, требуется подтверждение соответствия поставляемого на рынок продукта современному научно-техническому уровню. Наличие документированной системы качества освобождает товаропроизводителя от угрозы наступления отдельных видов административной, уголовной и имущественной ответственности, а также от необходимости оплаты специальных экспертиз и процедур по подтверждению современного научно- технического уровня поставляемого продукта.
Нетарифные барьеры. Наличие на предприятии поставщика сертифицированной системы качества позволяет ему без дополнительных финансовых, временных и организационных издержек преодолеть устанавливаемые рядом стран нетарифные (технические) барьеры. Эти требования для различных видов продукции устанавливаются в виде требований к ее качеству и безопасности, а также к неизменности характеристик этой продукции от партии к партии. Это требование удовлетворяется наличием на предприятии документированной и сертифицированной системы качества.

Факторы гражданско-правовых отношений
Получение госзаказа В России и в ряде зарубежных стран получение государственного заказа связывается прежде всего с наличием на предприятии сертифицированной системы качества. Это требование не является жестко обязательным, как при лицензировании, но его проще выполнить, чем обходить. Кроме того, Государственные органы исполнительной власти в России обязаны поддерживать поставщиков продукции и услуг для нужд государства в деле разработки и сертификации систем качества (Постановление Правительства РФ от 02.02.1998г. №113).
Получение субподрядов Участие российских предприятий в процессе международного разделения труда предполагает выполнение возрастающего объема подрядных работ. Возможность получения предприятием субподрядов как от зарубежных заказчиков, так и от российских предприятий, работающих на экспорт, часто обуславливается наличием на предприятии системы качества.
Условия тендеров Условия тендеров и других конкурсных форм размещения заказов на поставки продукции как на внешнем, так и на внутреннем рынке России обычно включают в себя требования к наличию у поставщика системы качества. Например, поставки продукции для топливно-энергетического комплекса, для предприятий химической промышленности и других отраслей осуществляется в России с учетом наличия системы качества у поставщика, а в отдельных случаях и сертификата на нее.

Факторы рыночного регулирования
Сертификация системы качества Сертификация системы качества обеспечивает предприятию-владельцу сертификата необходимый уровень доверия на рынке. Во-первых, сертификат является общепринятой гарантией качества. Во-вторых, для малоизвестного на данном рынке товаропроизводителя сертификат, если он выдан известным органом по сертификации, является своеобразным рекомендательным письмом экспертной организации, считающийся признанным авторитетом в данной области.
Стабильность поставок Стабильность поставок даже известных российских фирм в условиях современной неустойчивой экономики нуждается в дополнительном подтверждении. Таким общепризнанным подтверждением является соответствующим образом документированная и эффективно работающая система качества.
Страхование и факторинг Страхование, факторинг и другие виды поддержки финансовыми институтами сделок на поставку продукции и услуг на внешний и (все чаще) на отечественный рынок требуют подтверждения стабильности фирмы прежде всего в части рисков, связанных с качеством и безопасностью продукции. Эти риски и обусловленная ими административная и имущественная ответственность существенно снижаются при наличии действующей системы качества. Это в свою очередь позволяет привлечь солидных страховщиков и банки, кредитующие предприятия по факту отгрузки, а также снизить ставки по кредиту и страховке

Совершенствование модели бизнеса
"Скрытое производство" "Скрытое производство" (т.е. исправление брака) при создании системы качества становится явным. Нередко объемы скрытого производства составляют от 30 до 40% трудозатрат производства, и эти значительные издержки при внедрении системы качества значительно сокращаются.
Предупреждение претензий и жалоб потребителей Предупреждение претензий и связанных с ними потерь является важным примером реализации принципа системы качества в понимании стандартов ИСО серии 9000: "предупреждать лучше, чем исправлять". Конструктивные принципы международных стандартов позволяют предприятию иметь четкий механизм предупреждающих мер и избегать провалов на рынке.
Реструктуризация управления предприятием Среди 350 основных функций управления любым предприятием около 60-70% прямо связаны с обеспечением качества в понимании международного стандарта ИСО 8402. Таким образом, внедрение системы качества является одним из важнейших шагов в создании на предприятии современного управления.
Роль высшего руководства Роль высшего руководства в обеспечении необходимого качества сбыта продукции и услуг до настоящего времени заключалась только лишь в оперативном контроле за деятельностью всех служб предприятия. Оптимальная номенклатура и объем делегируемых полномочий, матрицы ответственности и другие инструменты, предлагаемые стандартами серии ИСО для систем качества, позволяет значительно улучшить управляемость предприятием и изменить роль высшего руководства, сосредоточив его внимание на стратегическом управлении.
Участие персонала Участие персонала в деле обеспечения качества всех производственных процессовmна всех уровнях является единственным выходом для российских предприятий в условиях отсутствия внешних ресурсов. Идя по этому пути, Германия и Япония после Второй мировой войны, а Чехия и Венгрия за последние годы смогли за короткое время достичь значительных успехов в экономике.

Финансовая привлекательность и надежность.
Получение кредитов Внедрение и сертификация системы качества аккредитованным органом повышает уровень надежности предприятия как потенциального получателя заемных средств. Прежде всего это касается оборотных средств под контрактные поставки, т.к. наличие сертифицированной системы качества является как для зарубежных, так и для отечественных кредиторов важным дополнительным свидетельством стабильности поставок.
Создание совместных предприятий Создание совместных предприятий и других структур с участием инвесторов без системы качества является довольно проблематичным. Во-первых, возникают сомнения в состоятельности менеджмента предприятия. Во-вторых, возможности выхода на новые рынки без гарантии радикального изменения отношения к обеспечению качества, по мнению многих инвесторов, ограничены.
Активы предприятия Нефинансовые активы предприятия вследствие создания и сертификации системы качества растут за счет повышения стоимости торговой марки производителя, а также за счет капитализации, вызванной ростом оборота (рост цены высококачественной продукции, освоение новых рынков сбыта и т.д.). При этом после сертификации системы качества аккредитованным органом обычно повышается курс акций акционерных компаний. Таким образом причин, способствующих внедрению системы менеджмента качества на предприятиях самых различных отраслей и масштабов деятельности наличествует в избытке. И многие организации разработали, самостоятельно или в сотрудничестве с консалтинговыми фирмами, и внедрили системы менеджмента качества. Но эффект от внедрения не всегда заметен. Иногда это вызвано ошибками допущенными при постановке задач и внедрении:

Типовые ошибки при внедрении системы менеджмента качества
Неправильное планирование работ по созданию СМК. Руководство принимает решение о том, что СМК, соответствующая требованиям стандарта ISO 9001:2000, должна быть создана на предприятии за три-пять месяцев, включая ее сертификацию.

Задача ставится подчиненным, которые еще и не слышали о существовании такого стандарта, а если слышали, то весьма немного. В таком случае система может быть создана только на бумаге (формально), потому что в такой срок выполнить подобную задачу маловероятно. На реализацию проекта по разработке СМК может потребоваться в среднем от 8 до 15 месяцев (в зависимости от исходного состояния и числа работников в организации).
Непонимание высшим руководством организации своей роли и своих обязанностей при построении СМК. Встречаются ситуации, когда первые руководители инициируют проект по разработке СМК (выпускают приказ) и после этого самоустраняются от участия в его реализации. Иногда их участие заканчивается утверждением мероприятий по разработке СМК, реализация которых не контролируется: запланировали и забыли. Однако руководители не должны забывать, что по их отношению к проекту подчиненные судят о его важности. Если руководство не проявляет заинтересованности, то также будут себя вести и подчиненные, и в таком случае вероятность реализации проекта близка к нулю.

Руководство принимает решение о необходимости разработки СМК, отвечающей требованиям стандарта ISO 9001:2000, создает службу по качеству и поручает ей разработать документацию СМК, без участия других подразделений и руководителей. При этом преследуется благая цель - не отвлекать персонал от основной работы. Далее ситуация может развиваться в следующем направлении: документация будет разработана, но реальное положение дел будет сильно отличаться от того, что написано. Ведь сотрудники службы качества не могут быть специалистами во всех областях деятельности.

Один из частных случаев развития такой ситуации -покупка готового пакета документированных процедур у какой-либо фирмы. Было много публикаций о вреде подобного подхода, однако попытки идти подобным путем продолжаются.
Организация не уделяет должного внимания этапу разработки (корректировки) нормативной документации: процедур, инструкций и т. п. Документы создаются в довольно сжатые сроки. Иногда составление проекта документа поручается необученным специалистам, согласующие документ лица читают его невнимательно или подписывают, вообще не читая. Затем наступает время "Ч", когда подразделения получают пакет документов, содержащих требования, которые необходимо выполнять. Дальше возникает интересная ситуация: начав работать по новым правилам, выясняется, что так работать неудобно или вообще невозможно. А руководители, согласовавшие какой-либо документ, начинают удивляться: как же они смогли подписать такую ахинею! Это сопровождается долгим рассматриванием в лупу собственной подписи на предмет ее подлинности и обещанием самому себе, что подобное (подписал, не прочитав) - в последний раз. Впрочем, многие ошибки характерны для самостоятельных внедрений как таковых – в большинстве случаев проектный подход, рекомендуемый для решения подобного класса задач приносится в жертву сиюминутным целям, краткосрочным выгодам или просто отвергается из-за негативного прошлого опыта.

Внедрение Системы Менеджмента Качества на предприятии является основой для построения комплексной системы автоматизации и также как и основой для построения современной системы управленческого учёта.

Необходимость работающей СМК на предприятии стала особенно острой с наступлением острой фазы мирового финансового и, теперь уже, экономического кризиса. Которые сильно изменят условия ведения бизнеса и скорее всего на много лет вперёд. Вопрос не о том, изменять или нет правила ведения бизнеса в сложившейся обстановке, вопрос стоит о том каким именно образом этого добиться. Внедрение СМК отличный ответ на этот вопрос.
ООО «Милет» предлагает услуги по разработке и формированию регламентов и описанию бизнес-процессов предприятия Заказчика. Целесообразным выглядит формирование регламентов для наиболее нагруженных служб и отделов, с целью последующего принятия решения о работах в рамках всего предпрития.

Задать вопросы и получить дополнительные консультации Вы можете по электронной почте contact(coбakа)milet.ru или воспользовавшись формой для связи.

Site development by Shatilov

Rambler's Top100